Фасады и архитектурно-художественная подсветка зданий

«
Фасады с точки зрения нормативно-правовой базы
  • При оформлении фасадов зданий не допускается заплаточный ремонт и покраска фрагментов стен в разные оттенки. Цвет и покраска стен зданий должны быть однородными.
  • При выборе типа отделки и цветового решения в процессе ре- ставрации и косметического ремонта зданий необходимо руко- водствоваться историческими данными и исходным проектом. В случае отсутствия исторических данных о здании, необходимо придерживаться архитектурного ансамбля местности.
  • При отделке фасада не допускается использование сайдинга (за исключением индивидуальных жилых домов), профилированного металлического листа (за исключением промышленных объек- тов) неокрашенных хризотилцементных плоских листов.
  • При капитальном ремонте и реконструкции фасадов зданий, предусматривающих дополнительное утепление и применение системы вентилируемых фасадов, финишная отделка выполня- ется из материалов, максимально приближенных к исходным свойствам стен, их поверхности и цвету.
  • Не допускается использование в качестве финишной отделки систем вентилируемых фасадов квадратные керамогранитные и композитные панели.
  • Утепление зданий производится комплексно для всего здания и согласовывается в структурном подразделении акимата города Алматы осуществляющим функции в сфере архитектуры и гра- достроительства.

  • Необходимо использовать следующие приемы оформления фа- садов зданий, по отдельности либо в комбинации:
1) исходный – восстановление исторического цветового решения; 2) плоскостной – оформление плоскостей фасада с ориентацией по вертикали или горизонтали;
3) акцентный – выделение цветом фрагментов фасада;
4) декоративный – создание дополнительных декоративных эле- ментов на торце фасада.

  • Окна в зданиях, представляющих историческую и архитектур- ную ценность, при реконструкции должны восстанавливаться в соответствии с их историческим обликом.
  • Оконные переплеты должны быть одинаковыми во всем здании, цвет и материал рам идентичными, если в согласованном проек- те не предусмотрено иное.
  • Балконные двери должны иметь остекление и сочетаться с окон- ными блоками здания по форме, цветовому решению и исполь- зуемым материалам.
  • Двери в зданиях, представляющих историческую и архитектур- ную ценность, восстанавливаются в соответствии с их историче- ским обликом.
  • Для входных дверей в зданиях современной постройки исполь- зуются нейтральные или натуральные цвета профилей, если иное не предусмотрено в согласованном проекте. Входные две- ри должны сочетаться по стилю с окнами и фасадом.
  • Все техническое и инженерное оборудование должно размещать- ся на технических этажах. Технические и электрические провода необходимо прокладывать внутри стен, убирать с поверхности фасада либо прятать в специальные короба в цвет фасада.

  • Допускается прокладка проводов и вентиляционных труб по фасаду, если они расположены упорядоченно, в небольшом количестве и окрашены в цвет фасада. Прокладка инженерного оборудования по фасаду должна осуществляться строго верти- кально или горизонтально. Элементы системы видеонаблюдения также рекомендуется окрашивать в цвет фасада.
  • При установки инженерного и технического оборудования необ- ходимо использовать скрытые элементы крепления.
  • Инженерное оборудование не должно перекрывать архитек- турные элементы, окна и двери должны располагаться от них на расстоянии не менее 0,2 метра.
  • При эксплуатации объектов не допускается нарушение архи- тектурного стиля здания, сооружения, за исключением случаев, когда мероприятием по капитальному ремонту и реконструкции здания или сооружения предусматривается комплексное оформ- ление фасада в едином стиле с применением идентичных строи- тельных материалов;
  • Установка кондиционеров и спутниковых и эфирных приемных устройств для приема спутникового или эфирного сигнала опера- торов связи и (или) телерадиовещания не допускается на лицевых сторонах фасадов зданий, расположенных на магистральных и транзитных улицах города, объектов историко-культурного насле- дия, а также поверх ар хитектурных деталей, элементов декора, архитектурно-декоративной отделки или креплений к ним.
  • Электрические провода кондиционеров должны прокладываться внутри здания, не допускается прокладка по фасаду. Кондицио- неры на возведенных зданиях переносятся в специальные коро- ба или ниши на фасаде.
  • Водосточные трубы и другие металлические элементы в преде- лах одного здания выполняются в едином стиле. Трубы окраши- ваются в цвет стен.
  • Водосточные трубы наружного водостока в процессе строитель- ства либо реконструкции необходимо направлять (с подогре- вом) напрямую в закрытой трубе ниже уровня уличного моще- ния напрямую в ливневую канализацию.
  • Вентиляционные шахты и прочие элементы оборудования, уста- навливаемые на крышах, должны сочетаться по цвету и матери- алу с кровлей и фасадом здания. Не допускается использование оцинкованного металла.
  • Необходимо окрашивать торцы зданий в цвет фасадов, полно- стью глухие торцы декорировать. Глухие торцы зданий, не имею- щие культурной, исторической или художественной значимости, оформлять с помощью декоративной подсветки, вертикального озеленения, арт-объектов, муралов и мозаик.
  • Существующие мозаики и рисунки, представляющие историче- скую или художественную ценность, уполномоченным органам или собственникам, обладающими вещными правами необходи- мо поддерживать объекты в надлежащем состоянии и не допу- скать ухудшение вида.
  • Размещение муралов (граффити, стрит-арта), элементов город- ских пространств и декоративных деталей фасадов зданий осу- ществляется по согласованию с уполномоченным органом.
Цветовая палитра
Цветовая палитра является инструментом для выбора цветовых решений при покраске фасадов зданий. Представленные цвета гармонизированы и могут быть использованы для кровли, элементов фасада, наружных стен и цоколя, обеспечивая их взаимную согласованность и органичное восприятие в архитектурном облике здания.
Требования к оформлениям фасадов
Карта морфотипов застройки
Карта морфотипов застройки разработана на основе анализа плотности застройки, высоты зданий, функционального назначения, планировочной структуры и архитектурного стиля.

Данная карта разделена на пять категорий застройки, что по- зволяет определить соответствующие требования по фасадам в зависимости от морфотипа объекта застройки.

Морфотипы застройки играют важную роль, поскольку они отражают историческое развитие территории, определяют характер городской среды и выступают основой для разработки тре- бований по фасадам.
По результатам анализа в городской среде Алматы выделены пять категорий застройки:
Обьекты категории 1
Эта категория охватывает обширные участки, где преобладают типовые здания,
в основном многоквартирные дома, построенные в период с 1920-х по 1980-е годы.
Внешний вид таких зданий может быть достаточно однообразным,
с преобладанием стандартных элементов архитектуры.
Обьекты категории 2
Заборы объектов индивидуального жилищного строительства
на магистральных улицах подлежат окрашиванию в однородные тёмные
оттенки серого или тёмно-коричневые оттенки природной теплой гаммы,
обеспечивающие гармоничное визуальное восприятие городской среды.
Обьекты категории 3
Заборы объектов индивидуального жилищного строительства
на магистральных улицах подлежат окрашиванию в однородные тёмные
оттенки серого или тёмно-коричневые оттенки природной теплой гаммы,
обеспечивающие гармоничное визуальное восприятие городской среды.
Обьекты категории 4
В этой категории включены новые объекты застройки, как правило, современного стиля.
Это могут быть высотные жилые или коммерческие комплексы, офисные здания и подобные объекты.
Для выбора цветового решения оформления фасада следует ориентироваться на цветовую палитру (см. стр. 14–15)
Обьекты категории 5
Для объектов категории 5 — смешанная застройка, где на одной
улице или перекрестке присутствуют исторические центры, типовая застройка,
новое строительство и индивидуальные жилые дома, необходимо создать
сбалансированное и гармоничное освещение, несмотря на разнообразие
архитектурных форм. Ключевым принципом является сохранение
визуального единства и плавных переходов между различными типами освещаемых объектов.
Архитектурное освещение с точки зрения нормативно-правовой базы
Архитектурному освещению подлежат:
  • Объекты особой исторической и архитектурной значимости: памятники истории, архитектуры, монументы, фонтаны и садо- во-паркового искусства, включая воссозданные, с учетом режи- мов охранных зон;
  • Объекты особой общественной значимости: здания, предназна- ченные для осуществления городских функций и функций админи- стративных центров города;
  • Культовые объекты, культурные центры, театры, кинотеатры, кон- цертные залы, музеи и выставочные центры, вокзалы, аэропорт, подземные и наземные переходы, спортивные и гостиничные комплексы;
  • Высотные здания, телевизионные и радиовышки, пешеходные и автомобильные мосты;
  • Объекты особой значимости: общественные и жилые здания, расположенные на планировочных осях площадей, осях и изгибах радиальных и кольцевых магистралей и набережных рек горо-
  • да, магистралей, набережных и бульваров, на их пересечениях; производственные здания, инженерные сооружения (трубы, строительные краны, высокомачтовые осветительные установки), находящиеся вдоль основных автомагистралей.
  • • Элементы городского освещения не должны засвечивать окна жилых домов.
  • • В городской среде необходимо устанавливать подсветку зданий и сооружений, малых архитектурных форм и уличной мебели.
  • • Необходимо использовать одноцветное, равномерное архитек- турное освещение зданий и сооружений, малых архитектурных форм и уличной мебели. Интенсивность и направление архитек- турного освещения не должно мешать пешеходам, пользовате- лям средств микро мобильности и транспортным средствам. 117. Муралы (граффити, стрит-арт), элементы городских пространств и декоративные детали фасадов зданий требуют обязательного освещения в ночное время суток согласно.
  • Об утверждении Правил формирования архитектурного облика и градостроительного планирования города Алматы

«
Типы архитектурно-художественной подсветки:
Заливающий тип подсветки
  • Освещение всей поверхности: светильники направляются на фасад, обеспечивая равномерное распределение света по всей площади здания.
  • Мягкий и рассеянный свет: в отличие от точечного освещения, соз- дается плавный, равномерный свет, без ярко выраженных теней или световых пятен.
  • Минимальные тени: тени сведены к минимуму и создают едва замет- ные переходы, что подчеркивает объем и структуру здания.
  • Акцент на форме и текстуре: освещение помогает выделить ключе- вые архитектурные особенности здания, такие как арки, колонны и фактуру фасада.
  • Использование теплых или белых тонов: для создания спокойной и привлекательной атмосферы, преимущественно используются светлые оттенки, однако возможна и цветная подсветка для особых случаев или событий.
Этот тип освещения чаще всего применяется для общественных зданий, музеев и других значимых архитектурных объектов, чтобы подчеркнуть их важность в ночное время.
Акцентный тип подстветки
  • Основные линии фасада: вертикальные и горизонтальные контуры стен, углы здания, чтобы создать геометрическую ясность.
  • Крыша и карнизы: верхняя часть здания, включая контуры крыши, карнизов или фронтонов, подчеркивает силуэт здания.
  • Углы здания: подсветка углов помогает визуально «отделить» здание от фона и выделить его форму
  • Арки, окна и дверные проемы: Контурная подсветка вокруг этих эле- ментов добавляет четкости и подчеркивает их форму.
  • Балконы, террасы: если здание имеет выступающие элементы, их кон- туры могут быть выделены светом для создания глубины.
  • Лестницы и перила: если здание имеет внешние лестницы, их контуры можно выделить для визуального акцента.
  • Башни или шпили: если здание имеет архитектурные вертикальные доминанты (шпили, башни), они также могут быть подчеркнуты кон- турным светом, чтобы создать эффект устремленности вверх.
Акцентный тип подстветки
  • Фасад: основные плоскости фасада, чтобы создать объем и придать зданию выразительность в темное время суток.
  • Карнизы и фронтоны: эти элементы часто имеют декоративные эле- менты, которые можно подчеркнуть мягкой подсветкой.
  • Колонны: подсветка колонн создает динамику и придает зданию мо- нументальность.
  • Арки и проемы: подсвеченные арки или дверные проемы создают ощущение глубины и движения.
  • Элементы декора: барельефы, лепнина, статуи или другие декоратив- ные элементы можно выделить с помощью точечной подсветки.
  • Окна: свет, направленный на окна или обрамляющий их, может со- здать интересные световые эффекты и игру теней.
  • Кровля и купола: если здание имеет выраженную кровлю или купол, их также можно выделить, создавая контраст с остальными частями здания.
  • Логотипы или вывески: подсветка брендовых элементов помогает уси- лить восприятие здания как коммерческого или офисного объекта.
Недопустимое использование архитектурно-художественной подстветки

»
Принципы архитектурно-художественной подсветки

Для объектов, относящихся к категории 1 — типовых зданий, архитектурно-художественная подсветка должна быть направлена на выделение основных функциональных элементов:
  • подъездные окна
  • карнизы
  • выступающие балконы (при наличии значительного выступа)
  • торцевые части зданий
  • Учитывая минималистичную архитектуру типовой застройки, это позволит обеспечить восприятие основных частей фасада без излишеств.
Алгоритм взаимодействия
с системой дизайн-кода Алматы:
1
Производитель регистрируется на сайте, заполняет каталог продукции
(ссылки на производство).
2
Эксперты анализируют соответствие продукции критериям дизайн-кода.
3
При положительном заключении производитель включается в реестр поставщиков дизайн-кода.
4
Производитель может участвовать в тендерах, отвечать на запросы от городских властей.
5
Возможно привлечение для участия в НИОКР, пилотных проектах по созданию прототипов.
6
Эксперты (экспертная рабочая группа) оказывают консультации по доработке продукции под стандарты дизайн-кода.
7
При выпуске успешной продукции компания получает знак (в работе) и право на маркировку продукции (соответствует дизайн-коду Алматы - в разработке).
8
Результаты исследований и тестирования публикуются в открытом доступе.
Made on
Tilda